Особенности детского зрения: рекомендации родителям
Как развивается детское зрение
Многие родители считают, что осмысленно ребенок начинает видеть лишь после 6 месяцев, но это не совсем верно. Если в первый месяц жизни взгляд у ребенка еще не способен к фиксации и носит блуждающий характер, то уже к 2-3 месяцам здоровый малыш обладает начальными навыками слежения и уже может переводить взгляд на новые объекты.
К 6-8 месяцам у ребенка начинает формироваться предметное и пространственное зрение: он рассматривает неподвижные предметы, следит за подвижными, может реагировать на свое изображение в зеркале, начинает совершать направленное движение к объекту своего внимания — маме, яркой игрушке и т.д. Ко второму году жизни дети начинают различать рисунки, а к концу третьего у них формируется достаточная острота зрения. Цветоощущение также полностью формируется к 2-4 годам.
Очень активно в детском возрасте происходит рост глазного яблока и всех остальных частей глаза: у школьников ко 2-4-му классу уже, как правило, стабилизируется форма глазного яблока. В норме оно к этому возрасту уже должно принять шаровидную форму. Исходя из этого, следует очень дозированно нагружать детские глаза, давая им регулярный отдых и делая с детьми специальные упражнения. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если же этого не соблюдать, то возможно формирование близорукости и развитие косоглазия.
Детское зрение: рекомендации родителям
По сравнению с взрослыми, у детей более выражена особенность восприятия новых объектов: для этого им требуется большее напряжение зрения, а первичное восприятие и фокусировка глаз на новом объекте длятся дольше. Поэтому при рассматривании незнакомых предметов и изображений (например, на дисплее компьютера) детские глаза устают сильнее. Для профилактики подобного утомления рекомендуется чередование знакомых и новых объектов. Поэтому родителям нужно следить, чтобы дети периодически переключали свое внимание с экрана телевизора, дисплея компьютера на рядом расположенные предметы. Для этого можно использовать детские офтальмологические таблицы для определения остроты зрения, где вместо букв — фигурки разных размеров: грибы, елочки, кораблики и т.д. В них используется такой же принцип градации размеров изображений, как и в таблицах Сивцева, по которым определяется острота зрения у взрослых.
Также особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям.
Рабочее место ребенка всегда должно быть достаточно (но не избыточно) освещено. Свет при этом должен падать на рабочее поле, быть рассеянным, не отражаться от окружающей поверхности и не бликовать.
Размеры мебели обязательно подбираются под рост и возраст ребенка. Универсальная мебель (для всех членов семьи) в данном случае не очень уместна.
Необходимо следить за правильной посадкой ребенка — он не должен горбиться, сидеть асимметрично, наклонив голову или развернувшись, так как это будет давать неравномерную нагрузку на мышцы глаз и способствовать развитию косоглазия, близорукости, нарушения осанки.
Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или, наоборот, запрокинув голову.
Необходимо соблюдать режим и правильно чередовать периоды учебы, чтения и отдыха.
Ребенок должен регулярно делать упражнения для глаз и тела, адаптированные к детскому возрасту.
Наилучшим примером для подражания, которому в первую очередь склонен следовать ребенок, является поведение самих родителей, правильно организующих свои рабочие места, а также выполняющих специальные упражнения для улучшения зрения вместе с ребенком.
Елена Заостровская,
врач лучевой диагностики, фитотерапевт


